Ректор ВШЭ раскритиковал новые образовательные стандарты Минобрнауки

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов подверг критической рецензии проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начальной (с первого по четвертый класс) и основной (с пятого по девятый класс) школы. Программы ФГОС архаичны с точки зрения современной экономической науки, а рекомендованный стандарт изучения истории написан недобросовестно, указал ректор ВШЭ в письме министру образования и науки Ольге Васильевой от 19 марта (Кузьминов входит в совет министерства по ФГОС). В этот день в Минобрнауки должно было состояться заседание по вопросу принятия данного проекта.

Программа ФГОС нуждается в доработке, уверен Кузьминов. В проекте нет специальных требований к изучению предметов на углубленном уровне. «В распоряжениях к учебным планам возможность углубленных курсов не раскрыта. Значит ли это, что стандарт не дает возможности углубленного или ускоренного освоения образовательных программ?» — спрашивает он в письме.

Кузьминов замечает, что Минобрнауки намерена отказаться от проверки метапредметной компетенции школьников после девятого класса во время государственной итоговой аттестации (ГИА). К ним, например, относятся критическое, творческое и аналитическое мышление и т.д. В проекте нового эталона образования, в главе, касающейся оценки результатов, министерство заменило словосочетание «планируемые результаты», которые включают в себя и предметные, и метапредметные результаты, на «предметные результаты». «Следует ли из этого, что метапредметные образовательные результаты вычеркнуты из перечня подлежащих оценке?» — уточняет ректор.

Некоторые понятия, которыми описываются индивидуальные результаты учащихся по итогам обучения в основной школе, не отражены в серьезных научных трудах и теоретически, и экспериментально не обоснованы, отмечает Кузьминов. Например, «социально значимые понятия», «субъективное и историческое время», «чувство личности» и «внутренняя позиция личности», подчеркивает он.

Ректор ВШЭ обращает внимание на «небрежность» проекта ФГОС по истории. «Некоторые личности указаны с инициалами, а некоторые нет», — отмечает Кузьминов. ФГОС по многим другим предметам устарели с точки зрения развития современной науки. Так, употребляемые в новых образовательных стандартах суждения «производительный и непроизводительный труд» Кузьминов называет «конструктом советской политэкономии». Он намерен провести более тщательную экспертизу ФГОС, сообщил ректор РБК.

Ректор ректору

В пресс-службе Минобрнауки сообщили, что замечания Кузьминова уже изучены и отчет на них будет дан в ближайшие дни. Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау рассказал РБК, что также видел ФГОС.

Рассуждая о метапредметных результатах, Мау отмечает, что они присутствуют в проекте ФГОС и прописаны гораздо доступнее, чем в действующей редакции. Но инструменты оценки таких результатов не проработаны. «Новые стандарты — прекрасный повод заострить данный вопрос и заняться разработкой инструментария по оценке метапредметных итогов, тем более что большинство из них лежат в одной плоскости с модными сейчас soft skills (комплексом навыков для успешного участия в рабочем процессе, высокой производительности, не связанных с предметными знаниями. — РБК)», — заметил он.

Мау считает, что необходимо сохранить понятия «производительного и непроизводительного труда». Они исследовались на протяжении всей истории экономической мысли, включая работы Аристотеля и Адама Смита. При этом Мау утверждает, что во ФГОС не достает других важных понятий, в том числе понятия ВВП, инвестиции, спроса и предложения, занятости и безработицы, акций и облигаций и др. «Все это несложно откорректировать», — считает он.

Стандарты юрского периода

В понедельник, 19 марта, около 500 учителей литературы, методистов и преподавателей вузов выступили с критикой предложенных Минобрнауки новых образовательных стандартов. Гильдия словесников (основанная несколько лет назад ассоциация филологов) потребовала отказаться от рекомендованного жесткого распределения художественных произведений по годам обучения и невариативного перечня литературы. «Ведомство своими действиями перечеркивает логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам», — говорится в заявлении гильдии.

Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов назвал новые ФГОС «стандартами юрского периода». «Если их примут, ученики будут завалены опытом прошлого и набором готовых рецептов», — заявил он РБК.

В министерстве заявили, что рассматриваемый проект ФГОС позволит «обеспечить не номинальное, а реальное единое образовательное пространство». «Излишняя вариативность» программ, которую отстаивают учителя литературы, повышает нагрузку на школьника, например, при переходе из одной школы в другую, отметили в министерстве.

Однако, Минобрнауки перенесло заседание, на котором должно было состояться утверждение изменений школьной программы, на 21 марта.

Источник: rbc.ru

Комментировать

*

Captcha Captcha Reload




TwitterTwitter   RSSRSS
return_links(); ?>