Мало кому из клинчан известны записки русского путешественника Г. Миллера, побывавшего в нашем городе ровно 230 лет назад.
Он родился в 1705 году в Германии. Сегодня бы сказали, что его родители имели недвижимость за рубежом. В двадцать лет перебрался в Россию и в 1731 году стал членом Петербургской академии наук. Немало сил отдал изучению Сибири, результатом чего стала его трилогия “История Сибири”. Собрал изрядное количество исторических бумаг, которые вошли в так называемый “портфель Миллера”. Уже в преклонном возрасте, будучи больным человеком, совершил ряд познавательных поездок по городам и весям земли Московии.
И сегодня, когда каждая строчка из седой старины будоражит внимание любителей истории, страницы записей Герарда Миллера о г.Клин той поры являются ценнейшим подарком для местных краеведов. Тем более отрадно, что автор не только сообщил читателю об увиденном, но и делился с ним своими рассуждениями. Так он указывает, что местечек с названием Клин в матушке России не одно: “Город Клин и вотчина Романовской фамилии под названием село Клин, что в Юрьевском уезде, не должно почесть едино”, – пишет он вначале. А затем добавляет – “Но есть и другое место Клин на реке Оке, около ста вёрст ниже Коломны… на сем месте вдался в реку угол, который на клин походит, что и имя означает. Там-то может статься вотчина Романовской фамилии”. Как же это нам, жителям подмосковного г.Клин, знакомо по версии названия нашего города историком В.Н. Татищевым. В то же время и другая миллеровская запись заставляет краеведов задуматься. “Я не сомневаюсь, – сообщает он, – чтоб Клин не был опреж сего таким же городом, как и прочие. Кажется, что он равной древности с Дмитровом, имеет и такую же внутри крепость, как и Дмитров”… И здесь предположения Миллера совпадают с доводами Татищева о более солидном возрасте г.Клин, ведь год рождения Дмитрова – 1154. Увы, потомки узаконили Никоновскую летописную дату рождения нашего города, более позднюю, а именно – 1317 год. Заслуга Герарда Фридриха и в том, что он оставил нам такие строки двухсотлетней давности, касающиеся Клина. “Во окруженной земляным валом вышиной 6 сажин внутренней крепости надлежало быть по примеру других городов соборной церкви. Здесь того нет. Жительство разделяется на две слободы. Первая – разночинная и солдатская, вторая – ямская. В первой две церкви: бывшая прежде монастырская церковь Успения Пресвятой Богородицы, ныне приходская, и Сергия Чудотворца. В другой слободе: Воскресения Христова и Николая Чудотворца каменная, которая ещё не отделана”. Эта миллеровская запись не совсем понятна сегодня. Если от упразднённого Успенского монастыря по Екатерининской реформе 1763 года осталась на земляном холме ныне действующая церковь Успенья, то о храме Сергея Чудотворца на ул. Папивина ничего не напоминает. Не ясна также и судьба исчезнувшего храма Николая Чудотворца. По всей вероятности, он впоследствии стал составной частью Троицкого собора. Но давайте снова вернёмся к повествованию любознательного исследователя, рассказывающего о том, что он увидел в г.Клин в Екатерининскую эпоху.
“Публичные строения суть следующая: деревянный дворец, где ея императорское величество соизволяет стоять, когда здесь проезжает, воеводская канцелярия, воеводский дом, два соляных анбара, четыре кабака и тому принадлежащие. Без купечества ратуша не бывает, полицию содержит один воевода. Ямщики имеют особливого управителя, который находится под ведением Московской ямской конторы. Дворов считаются 9 – церьковнических, 8 – канцелярских служителей, 22 – солдатских. Ямщиков, живущих в здешней Ямской слободе, 138 дворов, в коих, по их показанию, 319 душ мужеска и 313 женского. Многие ямщики живут по деревням. Уезд города Клина есть малейший в Московской провинции. Оный разделяется на три стана (Подгорный – поблизости к городу, Поволжский – к Волге лежащий, Поламский – при реке Лама)”. По записке Г. Миллера можно судить, что в тот период клинское купечество находилось в стадии зарождения. Этому сословию понадобился ещё не один десяток лет, чтобы развернуть в городе бойкую торговлю, создать каменные ряды и выстроить добротные особнячки на центральной улице. Впрочем, о клинских торгах Герард Фридрих повествует так: “Никто не мыслит, чтоб здесь был непрестанный торг. И годовой ярманки здесь не бывает. В субботу производится небольшой торг, когда крестьянство возит в город свои продукты, а зажиточные ямщики продают различные товары, кои они в Москве и Твери закупают. Трактирщик немец с позволением правительства поселился в Клину в той надежде, что от часто проезжающих по такой большой дороге людей можно будет получать довольное пропитание, однакож он пользы себе не нашёл”. Будучи непоседой, Герард Миллер посетил многие города Московии. Последняя его поездка была связана с Яхромой и Дмитровом, Рогачёвом и Клином. К сожалению, из-за недомогания он вынужден был её прервать. “Обратный мой путь из Клина до Москвы,- сообщал усталый путешественник,- остался без описания по причине моей болезни. Мне столь было трудно, что я спешил только как бы скорее прибыть к домашним. Для сей причины проехал я всю ночь и прибыл 18 мая в Москву, бывшему в отсутствии от дому ровно 8 дней”. (В. Пернавский).
<span style=”color: #ff9900;”>Слушать Радио Клин – новости, г.Клин, Клинский район.</span>
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Комментировать